ХОТЕЛИ НАКАЗАТЬ ТАДЖИКОВ, НАКАЗЫВАЕМ СЕБЯ
Чем для Кыргызстана могут обернуться курс на милитаризацию страны и война с близким соседом?
• Наш Кыргызстан в последние годы переживает трудные времена. Промышленность в состоянии глубокой депрессии, сельское хозяйство испытывает большие трудности в связи с отсутствием финансовых средств у фермеров и государственной поддержки, а социальные вопросы отложены на задний план из-за растущих расходов на милитаризацию страны. Плюс ко всему этому нездоровые межгосударственные отношения с ближайшими соседями, обострившиеся особенно с приходом к власти дуэта Жапаров – Ташиев. Они сужают возможности для приграничной торговли, которая хоть как-то позволяла людям решать свои проблемы.
Уже год, как закрыт пограничный пункт Кызылбел-Гулистон на границе с Таджикистаном. Наше правительство приняло решение о закрытии границы после событий 28-30 апреля 2021 года, когда многочисленные провокации со стороны наших военных привели к боевому столкновению с соседним Таджикистаном, в ходе которых мы потеряли 39 человек убитыми. Около 200 человек получили тогда ранения. Не признавая, что большая доля ответственности лежала на нас самих за то военное столкновение, наше руководство сегодня рассчитывает по всему на реванш. И с этой целью ведутся военные приготовления под предлогом защиты своих земель, что таит серьезную угрозу судьбе мира не только на границе с Таджикистаном, но и во всем центрально-азиатском регионе.
Для большей убедительности хочу изложить свои мысли по порядку. Итак, мы закрыли границу, чтобы создать для Таджикистана экономические трудности, и даже многие скептики высказали мнение о том, что в течении 2-х месяцев цены на продукты первой необходимости в Республики Таджикистан поднимутся и они вынуждены будут с нами обговорить вопросы границ. Мы забыли о том, что наши соседи не только выжили, оказавшись почти в экономической изоляции в период правления Ислама Каримова Узбекистаном. Тогда у них практически все главные транспортные артерии, ведущие на юг страны, были закрыты. Но они развивались более быстрыми темпами, чем Кыргызстан. В сложный для их страны период построили через горные хребты два транспортных тоннеля на высоте более 2000 метров – Истиклол и Шахристан, соединили Север и Юг страны, проложили современные автодороги между регионами, наладили активное сотрудничество с КНР, Ираном, Афганистаном, благоустроили свои города и села. Еще год назад до печальных и трагических для наших народов событий я имел возможность практически бывать во многих городах Таджикистана. И нельзя не заметить, как похорошел их областной центр Худжанд, как изменился облик таких приграничных городов, как Исфара и Гафуров, не говоря об их столице, которая становится одним из самых красивых городов Центральной Азии. Сейчас, когда у Таджикистана наладились хорошие отношения с Узбекистаном, для соседей вряд ли осязаемо то, что мы закрыли для передвижения их транспорта нашу границу. Они всего лишь изменили маршрут своего движения в сторону России и Казахстана, которая короче и дешевле. Что касается восточного направления, то у них есть своя дорога в сторону КНР. А с окончанием реконструкции Памирского тракта в сторону Поднебесной, вряд ли они будут нуждаться особо в автодорогах Кыргызстана. Наоборот, может дороги Таджикистана нужнее будет Кыргызстану для выхода на перспективные рынки Пакистана, Индии, стран Юго-Восточной Азии. В то же самое время мы лишили себя возможности доходов за счет транзита, торговли. Ведь таджикские предприниматели, имея возможность торговать с нами, помогали реализации нашей сельхозпродукции в России, Казахстане, Украине, Беларуси. Не будем же отрицать, что у них традиционно сильные связи на рынках России? Они, закупая наши абрикосы, курагу, чернослив, орехи, семечки, оказывали существенную помощь нашим фермерам. Мы, жители приграничных районов, были вполне довольны тем, что имели возможность продавать на рынках Таджикистана без особых хлопот картошку, морковь, рис и там же приобретать многие виды промышленных товаров значительно дешевле, чем в Оше и Бишкеке.